Главная / статьи / Речь ребенка

Речь ребенка

Речь ребенка.

речь ребенка

Как известно, человек не родится говорящим. Он научается говорить, подражая речи окружающих.
Если ребенок слышит русскую речь, он и сам начинает говорить по-русски. Если он воспитывается среди китайцев, он усвоит китайский язык.
Ребенок одинаково подражает хорошему и плохому: четкому, красивому произношению и неправильной, косноязычной, торопливой речи.



Отсюда понятно, какое исключительное значение имеет речь окружающих, в первую очередь матери, для развития детской речи.
При детях следует говорить четко, неторопливо, ритмично. Надо всячески поощрять попытки детей по-настоящему разговаривать, использовать речь как средство общения.
Именно потребность понимать друг друга и заставляет ребенка тщательно отрабатывать свое произношение.
Дети должны больше общаться между собой и чаще бывать в обществе взрослых, у которых они могут научиться правильной речи.
Ясно, что от взрослых с плохой речью детей желательно держать подальше.
Всякое общение с маленьким ребенком должно сопровождаться разговором. Не следует молча одевать и кормить малыша, укладывать его спать; необходимо пояснять эти действия, называть предметы, которыми пользуются, и так далее.
С ребятами постарше также нужно чаще беседовать, толково отвечать на их вопросы, читать вслух, помогать  им заучивать стихи.
Это не только улучшает речь, но и развивает детей, обогащает их запас слов, приучает грамматически правильно выражать свои мысли.
Не менее важное значение для нормального развития детской речи имеет здоровое состояние, полноценная деятельность всех органов, участвующих в произношении слов.
Так, если ребенок не слышит или плохо различает звуки, он и произносить их не будет или исказит. Если челюсти спереди или с боков не смыкаются или одна из челюстей резко выступает вперед, произношение иногда будет нечетким.
При расщелинах нёба, аденоидных разращениях голос звучит гнусаво. Родители должны вовремя заметить тот или иной недостаток и сразу же обратиться к врачу.

Частые простуды, заболевания горла могут повести к потере чистоты звучания голоса; длительный насморк нередко ведет к понижению слуха и так далее.
Развитие детской речи проходит в определенной последовательности. Большую роль в формировании механизма произношения играет лепет, который появляется у ребенка к концу первого полугодия жизни.
Необходимо всемерно поощрять инстинктивное стремление ребенка к лепету — «подбрасывать» ему для подражания четкие звуковые сочетания, наиболее частые в русском языке.
Если ребенок долго не начинает лепетать или лепет преждевременно прекратился, надо срочно проверить слух младенца, так как это иногда является первым признаком ранней глухоты.
В два — три года ребенок уже говорит, не всегда четко, не все может высказать, но с окружающими в основном общается с помощью членораздельной речи. Если к этому возрасту ребенок не научился говорить, произносит всего несколько слов, особенно если он плохо понимает то, что ему говорят,— это сигнал о неблагополучии. Здесь нужна неотложная помощь врача-специалиста.
Необходимо иметь в виду, что неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.
В раннем детстве все косноязычат, то есть неправильно, нечетко произносят отдельные звуки. Постепенно произношение отрабатывается, становится правильным.
Недостатки произношения бывают очень разнообразны. При разговоре с ребенком надо учитывать особенности его произношения.
Так, если малыш говорит нечетко, взрослым следует старательно отчеканивать звуки. Если ребенок торо­пится, надо говорить с ним замедленно.
Иногда замечается какая-то скованность речи, будто «язык с трудом ворочается во рту». В таких случаях роди­телям рекомендуется говорить несколько быстрее.
Некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Важно вовремя обратить внимание на этот недостаток и в собственной речи следить за четкостью произношения именно этих звуков.
Потрясения нервной системы неблагоприятно отражаются и на речи детей. Поэтому исключи­тельно большое значение имеет ровное, спокой­ное, доброжелательное отношение к ним окружаю­щих.
Необходимо ограждать ребенка от всяких насмешек и передразниваний. Окрики, угрозы, на­казания с целью заставить правильно говорить, отучить от дурной привычки проглатывать звуки дают обратные результаты: речь ухудшается, не­достатки в ней закрепляются, ребенок становится озлобленным, запуганным.
Несдержанность взрослых, частые ссоры в семье вредно отражаются на нервной системе детей и могут явиться причиной заикания.
Оно появляется обычно в возрасте двух с половиной — четырех лет, когда только складываются и развиваются навыки речи.
Отдельные, неярко выраженные признаки бу­дущей тяжелой болезни: небольшая запинка, по­вторения первых слогов, неуместный разрыв слов  нетерпеливый жест, легкое покраснение — могут на первых порах остаться незамеченными. В этом кроется опасность, поскольку заикание в отличие от косноязычия со временем приобретает все более тяжелый и сложный характер.
Мимолетные заминки превращаются в тягучую задержку произношения, беглая гримаса, нетерпеливый жест часто повторяются, становятся уродливыми. Связанные с заиканием мучительные переживания, которые еще более усиливаются из-за насмешек .сверстников и неразумных окриков старших, порождают непреодолимое чувство страха перед необходимостью говорить.
Нередко причиной заикания бывает сильный испуг. Тогда оно сразу проявляется очень бурно и сочетается с расстройством всей нервной деятельности ребенка. Если своевременно принять меры, такое состояние может пройти бесследно.
Для этого рекомендуется немедленно уложить ребенка в постель и постараться, чтобы он побольше молчал.
Однако запрещать разговаривать нельзя, лучше отвлекать его играми, очень медленно, чуть напевно читать вслух, рассказывать.
Свою речь ребенок должен начинать в таком же ритме.
Позже желательно подобрать товарищей с хорошей речью, спокойных, добродушных, поскольку всякое возбуждение, раздражение может вновь вызвать сильное заикание.
Чрезвычайно важно, чтобы заикающийся не сосредоточивал внимание на своем недостатке. Ребенка обязательно надо держать под наблюдением врача и соблюдать рекомендованный им режим.
Правильным воспитанием можно предупредить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний мозга (менингита и тому подобных). В последнем случае требуется длительное и настойчивое лечение, которое нередко значительно улучшает речь ребенка.

Крестьянка №11 за 1956 год.

М. ПИСКУНОВ
кандидат медицинских наук

Интересные публикации по этой теме:

Хотите получать новые?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *